Интерактивный портал

Комитета по труду и занятости населения

Правительства Хабаровского края

Войти через госуслуги

Вопрос-ответ

Ответ:
С 2017 г. среднемесячная зарплата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера государственного учреждения края будет соотноситься со среднемесячной зарплатой работников этого учреждения.
Аналогичные нормы действовали и ранее, но только в части средних зарплат руководителей и работников учреждений. С нового года сопоставляться с зарплатой работников учреждения будет зарплата не только руководителя такого учреждения, но и его заместителей, главного бухгалтера. Указанные изменения внесены в Постановление Правительства края от 12.04.2008 №103-пр.
В соответствии с внесенными изменениями предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений края и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений определяется учредителями соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8.
 
Как рассчитать соотношение среднемесячной заработной платы?
Единый порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы закреплён в  Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.
Так, для расчета среднемесячной зарплаты работников надо будет фактически начисленную зарплату работников списочного состава разделить на среднесписочную численность таких работников за календарный год. Затем полученную сумму нужно разделить на 12. При этом при расчете списочного состава не учитываются руководитель, его заместители, главный бухгалтер. Зарплаты этих лиц также не участвуют в определении среднемесячной зарплаты работников учреждения.
Среднемесячная зарплата руководителя, его заместителей, главного бухгалтера рассчитывается так: сумма фактической зарплаты за календарный год делится на 12. Расчет осуществляется отдельно по должностям руководителя, главного бухгалтера и по каждой должности заместителя руководителя.
В обоих случаях в фактически начисленную зарплату включаются все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда учреждения, независимо от источников этих выплат. Среди них - премии, вознаграждения, надбавки. Однако не учитываются выплаты социального характера, например, материальная помощь.
Полученные соотношения зарплат руководителей и работников учреждений не должны будут превышать предельные соотношения, установленные учредителями соответствующих учреждений.
 
 
Ответственность за несоблюдение предельного уровня соотношения среднемесячных зарплат
Несоблюдение предельного уровня соотношения среднемесячных зарплат будет с 2017 года грозить руководителю учреждения увольнением. Об этом внесены соответствующие дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 278 ТК РФ).
 
Обязанность размещения информации о среднемесячной зарплате
руководителей, их замов и главбухов в сети Интернет
Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 349.5 ТК РФ, согласно которой, информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководителей, их замов и главбухов государственных учреждений должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В целях реализации данной нормы на территории края подготовлен проект постановления Правительства Хабаровского края "Об утверждении Порядка размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений Хабаровского края". Проект размещен для проведения независимой антикоррупционной экспертизы в сети Интернет на сайте "Нормативные правовые акты Хабаровского края" www.laws.khv.ru.
В соответствии с разработанным проектом в составе информации указывается полное наименование государственного учреждения, занимаемая должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), величина среднемесячной заработной платы, рассчитанной за предшествующий календарный год.
Информация представляется в отношении лиц, замещающих соответствующие должности в учреждениях по состоянию на 31 декабря отчетного года, и размещается учредителем или государственным учреждением в сети "Интернет" не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
 
_________________________
 
 

Отдел оплаты труда комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края
Ответ:
В соответствии с абзацем третьем пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Порядком представления работодателями информации, предусмотренной законодательством о занятости, в государственные учреждения службы занятости населения Хабаровского края, утвержденным приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 29.09.2014 № 126, работодатели обязаны представлять сведения об имеющихся у них вакансиях в центр занятости населения по месту нахождения ежемесячно не позднее 05 числа месяца, следующего за отчетным
Более подробную информацию об обязанностях работодателя в области содействия занятсоти населения можно найти здесь.
Ответ:
Органы службы занятости населения Хабаровского края предоставляют в области содействия занятости населения следующие государственные услуги:
  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда в Хабаровском крае;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.
Ответ:
Если ранее Вы нигде не работали, то в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) Вы считаетесь ищущим работу впервые (ранее не работавшим).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о занятости решение о признании гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего), не имеющего квалификации, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается центром занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления центру занятости паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Согласно пункту 5 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 981, постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется центром занятости при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
- паспорта;
- документа об образовании;
- для граждан, относящихся к категории инвалидов, – индивидуальной программы реабилитации.

Таким образом, одним из условий признания гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего), не имеющего профессии (специальности), безработным является обязательное предъявление таким гражданином центру занятости документа об образовании. Отсутствие указанного документа не позволяет центру занятости принять решение о признании гражданина безработным.

Статьей 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании) определен закрытый перечень документов об образовании, к которым относятся:
- аттестат об основном общем образовании,
- аттестат о среднем общем образовании.

При этом документы об обучении (справки об обучении или о периоде обучения, свидетельство об обучении) в силу требований статьи 60 Закона об образовании к документам об образовании не относятся.

Таким образом, справка об обучении не относится к документам об образовании, в связи с чем не может являться основанием для регистрации гражданина центром занятости в качестве безработного.

Между тем, отсутствие документа об образовании не препятствует в постановке гражданина на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы без присвоения статуса безработного.
В случае постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы такому гражданину будет оказываться содействие в подборе подходящей работы, а также предоставляться иные государственные услуги в области содействия занятости населения, предоставление которых не обусловлено наличием статуса безработного, и без выплаты пособия по безработице.
Ответ:

В случае, когда работодателем не заключен трудовой договор с работником, в целях установления факта наличия трудовых отношений работник вправе обратиться в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае (680038, г. Хабаровск, ул. Серышева, 60, каб. 905, тел. (4212) 37-69-79) с целью осуществления надзорных мероприятий в отношении работодателя и привлечения его к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Также, согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации, для установления факта наличия трудовых отношений, а также для взыскания заработной платы работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора по месту нахождения работодателя либо по месту своего жительства в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам установленных сроков они могут быть восстановлены судом.
Работники, обратившиеся в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, освобождаются от оплаты пошлины и судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).
Для установления факта трудовых отношений с работодателем и взыскания всех причитающихся денежных сумм работник должен представить суду в обоснование своих требований доказательства.
В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. К доказательствам могут относиться документы, имеющие отношение к работе, например, счета-фактуры, пропуск, заключенные с помощью работника договоры, доверенности, банковские карты на получение денежных средств, товарные накладные, подписанные работником, деловая переписка и т.д.
Также за оказанием юридической помощи в виде правового консультирования и составления проектов жалоб, ходатайств, исковых заявлений, иных процессуальных документов по вопросам легализации трудовых отношений заявитель вправе обратиться в Юридическую клинику ДВФ ФГБОУ "Российский Государственный университет правосудия" (официальный сайт – http://feb.rgup.ru). 
Запись на прием в Юридическую клинику осуществляется в приемной директора в рабочие дни с 09.00 до 18.00 или по телефону (4212) 91-03-30 (г. Хабаровск, Восточное шоссе, 49, каб.108). 



Ответ подготовлен начальником отдела оплаты труда комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края Хетагуровой О.В.
Ответ:
В случае нарушения трудовых прав, Вы можете обратиться:
  • В Государственную инспекцию труда в городе Хабаровск по почте заказным или обычным письмом по адресу: 680000, Хабаровск, ул. Серышева, д. 60, 9 этаж, либо обратиться по номеру телефона 8 (421) 237-69-79;
  • в суд с исковым заявлением по месту нахождения предприятия;                              
  • прокуратуру по месту нахождения предприятия    
Ответ:
680000, Хабаровск, ул. Нагишкина, д. 9.
Телефон горячей линии 8 (4212) 75-99-11
Часы работы: с понедельника по пятницу с 09:00 до 18:00
Ответ:
Чтобы найти работу, Вы можете обратиться в центр занятости населения, ближайший к Вашему месту регистрации.
Если Вы не трудоустроитесь с помощью службы занятости, Вам в установленном порядке будет присвоен статус безработного и назначено пособие в срок не позднее 11 дней со дня предъявления полного пакета документов.
Ответ:
Для поиска работы, необходимо представить следующие документы:
  • паспорт гражданина Российской Федерации (или заменяющий его документ – временное удостоверение личности);
  •  документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства;
  •  для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Желательно представить документы об образовании.
Ответ:
Для признания ранее работавшего гражданина, зарегистрированного в целях поиска работы, безработным необходимо предъявить следующие документы:  
  1. Паспорт;
  2. Трудовая книжка;
  3. Документы об образовании;
  4. Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (по установленной форме);
  5. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (для граждан, относящихся к категории инвалидов).
Рекомендуем взять с собой СНИЛС и ИНН.
Ответ:
Причина увольнении не влияет на порядок признания гражданина безработным.
В то же время в случае увольнения гражданина с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия выплата назначенного признанному безработным гражданину пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев.
Ответ:
Освобожденные из мест лишения свободы граждане могут зарегистрироваться в центре занятости населения в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных наравне с другими гражданами.
Для признания граждан безработными необходимо предоставить следующие документы:
  1. Паспорт;
  2. Трудовую книжку;
  3. Справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы для определения размера пособия с последнего места работы по трудовой книжке (исключение: граждане, относящихся к категории лиц, впервые ищущих работу, ранее не работавших, которые зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней);
  4. Документ об образовании;
  5. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (для граждан, относящихся к категории инвалидов).
Кроме того, граждане рассматриваемой категории для признания их испытывающими трудности в поиске работы, предъявляют в ЦЗН справку об освобождении из мест лишения свободы.
Рекомендуем также взять СНИЛС и ИНН
Ответ:
Гражданин, находящийся в длительном административном отпуске, или работающий по трудовому договору, не может быть признан безработным. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка. При желании, гражданин может быть зарегистрирован в целях поиска подходящей работы без присвоения статуса безработного (ст.3. Закона РФ "О занятости населения в РФ").
Ответ:
Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы является одним из документов, обязательных для принятия решения о признании гражданина безработным. Справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы не предоставляют только граждане, впервые ищущие работу, ранее не работавшие, которые зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
 
Ответ:
Нет. Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и справка формы 2-НДФЛ не являются равноправными документами. Для регистрации в качестве безработного гражданина необходимо предъявить документы:
  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Также рекомендуем взять с собой СНИЛС и ИНН.


Дополнительная информация:

Справка 2-НДФЛ содержит сведения о фактических доходах физического лица (начислениях заработной платы за каждый месяц работы в течение года) и уплаченных за них налогах. Информация о среднем заработке за последние три месяца работы в данной справке не содержится.
Средний заработок за последние три месяца работы по последнему месту работы рассчитывается в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 № 62.

Бланк указанной справки можно получить в Центре занятости населения либо скачать по ссылке.
Ответ:
Каждый период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, указанных ниже.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено Законом РФ "О занятости насчеления в РФ".
Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Ответ:
Период выплаты пособия продлевается гражданам при совокупности следующих условий:
  1. Не достигли пенсионного возраста;
  2. Имеют страховой стаж не менее 25 для мужчин и 20 лет для  женщин;
  3. Имеют необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости*.
Продолжительность периода выплаты увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

__________________
* ст. 27 и 28 Законом Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Ответ:
Порядок досрочного выхода на пенсию по предложению органов службы занятости населения регламентирован статьей 32 Закона РФ "О занятости населения в РФ" и содержит определенные условия, которые должны быть соблюдены в совокупности. В соответствии с указанной выше правовой нормой предложение о досрочном выходе на пенсию выдается центром занятости населения безработным гражданам из числа лиц, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, если:
- отсутствует возможность для трудоустройства;
- достигнут установленный для выхода на досрочную пенсию возраст (не ранее чем за два года до наступления выхода на пенсию, в том числе, досрочно);
- в наличии имеется страховой стаж продолжительностью не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин;
- гражданин отвечает условиям для назначения страховой пенсии по старости;
- гражданин уволен в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации;
- гражданин согласен на оформление досрочной пенсии.
 
Ответ:
Минимальный размер пособия по безработице составляет 850 рублей, максимальный размер пособия по безработице составляет 4900 рублей.
Кроме того, пособие по безработице увеличивается на размер районного коэффициента, который зависит от местности, на которой осуществляется регистрация безработных граждан. Например, в г. Хабаровске районный коэффициент составляет 1,2.
Ответ:
Вы можете пройти повышение квалификации по имеющейся профессии. Профессиональная подготовка и переподготовка проводится по профессиям (специальностям) востребованным на рынке труда Хабаровского края. Право на прохождение профессионального обучения имеют женщины, являющиеся жителями Хабаровского края. Направление на профессиональное обучение выдается центрах занятости населения края, на основании заявления обратившегося гражданина. С заявлением необходимо представить:
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, с отметкой о наличии регистрации по месту жительства; 
  • копию документа, подтверждающего состояние в трудовых отношениях, заверенную копию трудовой книжки, трудового договора (контракта), копию документа, подтверждающего нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;
  • копию свидетельства о рождении ребенка (детей); 
Ответ:
Подходящей не может считаться работа, если:
  • она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
*(Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» ст.4)

Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума.
Ответ:
Трудоустройство подростков в возрасте от 14 до 16 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей или законного представителя (усыновитель, попечитель) и органа опеки и попечительства. Основным требованием является то, что эта работа не должна наносить ущерба здоровью (необходимо наличие медицинской справки, подтверждающей возможность работы по состоянию здоровья), нормальному развитию, нравственности и не нарушать процесса обучения.
Ответ:
Основные виды работ, на которые можно привлекать подростков:
  • благоустройство и озеленение территорий города, благоустройство пойм, берегов рек;
  • восстановление и реставрация историко-культурных памятников;
  • мелкие ремонтные ;
  • уход за сельскохозяйственными культурами и сбор урожая;
  • обслуживание культурно-массовых мероприятий;
  • социально-бытовое обслуживание;
  • курьерские работы;
  • другие доступные виды трудовой деятельности, разрешенные Трудовым кодексом РФ для молодежи.
Ответ:
Для регистрации работодателя необходимо предоставить:
  • запрос (заявление) на предоставление государственной услуги по подбору необходимых работников;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • паспорт гражданина Российской Федерации (временное удостоверение личности), документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства (для работодателя – физического лица);
  •  доверенность  (в случае обращения представителя заявителя);
  •  сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) (по установленной форме).
 
Ответ:
Сокращение численности - это уменьшение числа работников с одинаковыми должностями.
Сокращение штата - это внутреннее зменение структуры организации, в результате которой ликвидируются отдельные должности или подразделения.
Ответ:
Предусмотрены следующие выплаты:
  • выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
  • сохраняется средняя заработная плата  на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия (для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, - не свыше трех месяцев);
  • в течение  третьего месяца со дня увольнения (для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, - в течение четвертого, пятого, шестого месяцев) в исключительном случае по решению органа службы занятости при условии, если в двухнедельный срок после увольнения (для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, - в течение месяца) работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Перечисленные гарантии предусмотрены статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации, а для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, - статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации). 

Верховным Судом РФ в постановлении от 26.04.2017 приведен примерный перечень исключительности случаев, когда органам службы занятости необходимо принять решение о выдаче решения о сохранении средней заработной платы на период трудоустройства, к которым относятся:
  • социальная незащищенность гражданина,
  • отсутствие у него средств к существованию,
  • наличие у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Перечисленные выше обстоятельства подверждаются гражданами документально, после чего орган службы занятости принимает соответствующее решение.
Ответ:
Уволенному пенсионеру, несмотря на то, что он получает пенсию, средний заработок на период трудоустройства организация выплатить обязана. Работающие пенсионеры имеют те же права, что и другие сотрудники организации.
Ответ:
ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ При ликвидации организации, сокращении численности или штата работников работодатель обязан сообщить об этом в органы службы занятости в письменной форме не позднее, чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. В случае если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению – не позднее, чем за 3 месяца. (ст.25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» )    

ДЛЯ РАБОТНИКА О сокращении штата работодатель должен предупредить работника не менее, чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.Если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению – не позднее, чем за 3 месяца.*

(*ст.25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»)   
Ответ:
Имеют право на получение единовременной финансовой помощи только граждане, признанные в установленном порядке безработными.
Ответ:
Для прохождения профессионального обучения необходимо зарегистрироваться в службе занятости и получить статус безработного гражданина.
Ответ:
Если Вы пойдете на курсы по направлению Центра Занятости населения, Вы считаетесь занятым и снимаетесь с регистрационного учета в качестве безработного, на основании выписки из приказа о зачислении в учебное заведение* (согласно статьи 2 «Закона о занятости в Российской Федерации»).
Ответ:
        03 октября вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда", которым конкретизированы сроки выплаты заработной платы.
        Законом в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации внесена поправка, согласно которой конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
       Это означает, что заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30 (31) число текущего периода, за вторую половину – с 1 по 15 число следующего месяца.
        Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда и должностных обязанностей.
         При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.


Ответ подготовлен заместителем председателя комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края Мартыненко Н.С.
Ответ:
Для подтверждения уважительности причины неявки в ЦЗН в связи с болезнью или обследованием справка из лечебного учреждения не подойдет.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.01.2013 № 10н утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан (далее – Перечень). К таким документам, согласно Перечню, относятся:
  • листок нетрудоспособности;
  • документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военных сборов или участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе;
  • документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя;
  • документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого;
  • документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления и чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств (пожар, наводнение, ураган, землетрясение), препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения;
  • документы, подтверждающие факты противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения;
  • документы, подтверждающие смерть близких родственников (свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство);
  • документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения;
  • решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.

Перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Иные документы, не включенные в Перечень, в том числе справка о нахождении гражданина на лечении или обследовании в учреждении здравоохранения, уважительность причины неявки безработного гражданина в государственное учреждение службы занятости населения подтверждать не могут.

Поэтому, в случае неявки в ЦЗН по причине болезни, в первый день выздоровления в ЦЗН необходимо предъявить лист нетрудоспособности.
 

Ответ подготовлен начальником контрольного отдела 
комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края 
Г.Н. Солодянкиным
Ответ:
Пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" закреплено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, определен документ, подтверждающий факт регистрации гражданина по месту жительства, которым является паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства (п. 18 Правил).

Из смысла Правил следует, что одномоментно гражданин может быть зарегистрирован как по месту жительства, так и по месту пребывания. Более того, действующим законодательством не установлен запрет на регистрацию граждан по месту пребывания в нескольких местах (населенных пунктах) одновременно. В связи с этим, регистрация граждан в качестве безработных по месту их пребывания повлечет не только нарушение требований пункта 2 статьи 3 указанного выше Закона, но и будет способствовать злоупотреблению правами граждан на получение пособия по безработице в нескольких центрах занятости одновременно.

Таким образом, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина, которое указано в паспорте гражданина в отметке о регистрации по месту жительства.

При  этом гражданин, не имеющий регистрации по месту жительства, но постоянно, фактически, проживающий на определенной территории вправе обратиться в районный суд по месту фактического жительства в порядке главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об установлении факта постоянного проживания по месту фактического жительства. Вступившее в законную силу решение суда об установлении факта постоянного проживания по месту фактического жительства будет являться основанием для постановки такого гражданин на учет в качестве безработного, при условии представления таким гражданином в органы службы занятости всех иных необходимых для этого и предусмотренных Законом документов.

В то же время гражданин вправе зарегистрироваться в качестве ищущего работу (в целях поиска подходящей работы) в любом центре занятсоти независимо от наличия отметки в паспорте о регистрации по месту жиетльства. В этом случае центр занятости окажет гражданину содействие в подборе работы без выплаты пособия по безработице, а также предоставит иные государственные услуги, предоставление которых не обусловлено наличием статуса безработного. 


Ответ подготовлен начальником контрольного отдела 
комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края 
Г.Н. Солодянкиным
Ответ:
Трудовым кодексом РФ (ТК РФ) установлены гарантии для граждан при расторжении с ними трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. В частности, за такими гражданами сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), а для граждан, уволенных их организаций, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (организации РКС), – не свыше трех месяцев со дня увольнения. Право на данные выплаты имеют все уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности (штата) организации граждане, которые после увольнении не были трудоустроены на новое место работы.

При этом ТК РФ предусмотрена возможность сохранения среднего заработка за рассматриваемой категорией граждан за третий месяц (а для уволенных из организаций РКС – за четвертый, пятый, шестой месяцы) при соблюдении указанными гражданами следующих условий:
1) обращение в центр занятости в течение двух недель после увольнения (а для уволенных из организаций РКС – в течение месяца после увольнения);
2) нетрудоустройство гражданина в период нахождения на регистрационном учете в центре занятости;
3) наличие в отношении гражданина исключительного случая для сохранения за ним среднего месячного заработка.

Обратиться в центр занятости гражданин может как для признания его безработным, так и для поиска подходящей для него работы без присвоения ему статуса безработного.
В первом случае заявитель должен обращаться в центр занятости по месту своего жительства, указанному в паспорте в качестве места его постоянной регистрации. При себе необходимо иметь паспорт, трудовую книжку, документы, удостоверяющие квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (выдает бывший работодатель). Заявитель должен быть незанятым, в том числе, не иметь статуса индивидуального предпринимателя, не являться учредителем (участником) коммерческой организации, не работать по совместительству, не выполнять работы и не оказывать услуги по договорам гражданско-правового характера, а также не обучаться по очной форме обучения и не являться получателем страховой пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Если же гражданин не имеет постоянной регистрации по месту жительства, является пенсионером по старости или выслуге лет, зарегистрирован индивидуальным предпринимателем либо имеет иные препятствия для признания его безработным, он может быть зарегистрирован в центре занятости в целях поиска подходящей работы без присвоения статуса безработного.

Необходимо отметить, что основной задачей органов службы занятости является содействие в трудоустройстве граждан, а также предоставление иных государственных услуг в области содействия занятости населения. Поэтому не может являться целью обращения гражданина в службу занятости исключительно получение среднего месячного заработка за третий месяц (для уволенного из организации РКС – за четвертый, пятый, шестой месяцы).
Обращаясь в центр занятости, гражданин соглашается с тем, что в отношении него будет проводиться подбор подходящей работы, а также с тем, что он готов приступить к новой работе, подобранной ему центром занятости. Поэтому такой гражданин обязан посещать центр занятости в назначенные ему дни явок с паспортом и трудовой книжкой, являться на переговоры о трудоустройстве по выданному центром занятости направлению.

Если гражданин не посещает центр занятости, отказывается рассматривать варианты трудоустройства, просит работодателя сделать в направлении о трудоустройстве отметку том, что кандидатура гражданина ему не подходит, и иными способами показывает нежелание искать работу, такому гражданину в сохранении среднего заработка будет отказано.

До истечения третьего месяца со дня увольнения (для уволенных из организаций РКС – четвертого, пятого, шестого месяца) центром занятости рассматривается вопрос о наличии исключительности случая сохранения за гражданином среднего месячного заработка.
При определении исключительности случая центр занятости обязан руководствоваться пунктом 15 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 26.04.2017, в котором указано, что исключительность случая сохранения за уволенным работником среднего заработка связана с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

Для оценки исключительности случая центр занятости может предложить гражданину предъявить документы, подтверждающие его социальную незащищенность, наличие у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи. О социальной незащищенности гражданина могут свидетельствовать документы, подтверждающие низкий уровень совокупного дохода гражданина и членов его семьи (супруга, совместно проживающих с гражданином детей, родителей), который не превышает величину прожиточного минимума, приходящегося на гражданина и членов его семьи; отсутствие средств к существованию; наличие тяжелой болезни, требующей дорогостоящего лечения.

Центр занятости отказывает в выдаче решения о сохранении за гражданином среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения (для уволенных из организаций РКС – за четвертый, пятый, шестой месяцы) при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) нарушение двухнедельного (для уволенных из организаций РКС – месячного) срока обращения гражданина в центр занятости;
2) нежелание гражданина искать работу, в том числе:
- неявка без уважительных причин в центр занятости для подбора подходящей работы, в том числе после внеочередных предложений явиться в центр занятости для подбора подходящей работы при поступлении в банк вакансий новых подходящих для гражданина вариантов трудоустройства;
- неявка без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем;
- отказ от подходящей работы;
- действия, направленные на то, чтобы работодатель отказался от кандидатуры гражданина;
3) отсутствие исключительности случая сохранения среднего месячного заработка.

Как быть, если у гражданина отсутствуют документы, свидетельствующие о его социальной незащищенности, отсутствии у него средств к существованию, наличии на иждивении нетрудоспособных членов семьи, но бывший работодатель все равно готов оплатить средний месячный заработок. В этом случае возможно изначально оформлять расторжение трудового договора не в связи с ликвидацией организации, сокращением численности (штата) работников организации, а по соглашению сторон (статья 78 ТК РФ), в котором следует в качестве условий указать все выплаты, которые работник получит от работодателя в связи с увольнением.
 

Ответ подготовлен начальником контрольного отдела 
комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края 
Г.Н. Солодянкиным
Ответ:
На получение единовременной финансовой помощи вправе претендовать граждане, признанные в установленном порядке безработными, которым предоставлена государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан и по ее результатам выдано заключение, содержащее рекомендации о ведении предпринимательской деятельности путем создания юридического лица, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства.

Центры занятости населения заключают с безработными гражданами, желающими заниматься предпринимательской деятельностью, ведением крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ), договоры о содействии самозанятости, в соответствии с которыми безработные граждане обязуются организовать собственное дело в соответствии с целями и видами деятельности, определенными в одобренном комиссией центра занятости населения бизнес-плане, а центры занятости населения - предоставить им единовременную финансовую помощь при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо КФХ.

Для получения государственной услуги в части оказания единовременной финансовой помощи на подготовку документов для государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, КФХ и единовременной финансовой помощи заявитель представляет в центр занятости:
- лист записи Единого государственного реестра юридических лиц или лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (заявитель вправе представить его по собственной инициативе);
- документы, подтверждающие расходы на подготовку документов, представляемых при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов;
- бизнес-план по выбранному виду деятельности, одобренный комиссией центра занятости населения.

Сумма единовременной финансовой помощи состоит из двух частей
1) денежные средства на возмещение затрат на подготовку документов, представляемых при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов;
2) единовременная финансовая помощь на реализацию бизнес-плана, в размере: 
- для граждан, относящихся к категории инвалидов, - 100 000 рублей;
- для иных граждан - 12-кратной максимальной величины пособия по безработице (4 900 рублей x 12), увеличенной на районный коэффициент (например, для жителей г. Хабаровска районный коэффициент составляет 1,2, соответственно, размер единовременной финансовой помощи составит 70 560 рублей).
В случае учреждения юридического лица двумя и более безработными гражданами, единовременная финансовая помощь предоставляется каждому из соучредителей, прошедшему отбор в установленном порядке.

Единовременная финансовая помощь используется на цели и расходы, указанные в бизнес-плане (приобретение основных средств, сырья, расходных материалов, лицензий, оформление сертификатов, оплату аренды помещений).

О расходовании единовременной финансовой помощи перед центром занятости населения необходимо отчитаться до момента истечения шестимесячного срока получения финансовой помощи, для чего предъявить в центр занятости отчет, в котором указываются произведенные расходы (вид расхода, сумма, реквизиты первичного документа, подтверждающего расход), а также подлинники либо заверенные в нотариальном порядке копии первичных документов, подтверждающих расходы.

Общие требования к первичным отчетным документам определены статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи перечисленных выше лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

При наличии в первичном документе исправлений, в документе в обязательном порядке указываются дата исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В случае приобретения товаров у розничных продавцов документами, подтверждающими факт покупки, являются кассовый чек об оплате товара вместе с товарным чеком, в котором указывается наименование товара, его количество (если товар не поименован в кассовом чеке).
В соответствии с частью 2 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" при осуществлении расчета продавец обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе.

Документами, подтверждающими приобретение транспортных средств, в совокупности являются:
- договор купли-продажи транспортного средства (справка-счет);
- документ, подтверждающий оплату по договору (кассовый чек, платежное поручение, корешок приходного кассового ордера, расписка от частного лица);
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- паспорт транспортного средства.

Документами, подтверждающими расходы на приобретение товара на основании договора поставки, в совокупности являются:
- договор поставки (либо документы, свидетельствующие о заключении такого договора, в том числе товаротранспортная накладная, счет-фактура);
- платежное поручение об оплате поставленного товара.

О заключении договора аренды свидетельствуют в совокупности следующие документы:
- договор аренды недвижимости (в договоре должен быть четко определен объект аренды с указанием его параметров, площади, адреса местонахождения, регистрационных номеров и иных характеристик, позволяющих определить объект, в том числе к договору должен быть приложен план здания (этажа) с конкретным указанием в плане помещения, сдаваемого в аренду). Если договор заключен на 1 год и более, такой договор должен пройти государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю;
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости для подтверждения права собственности арендодателя и его правомочия по сдаче помещения в аренду;
- акт приема-передачи арендуемого помещения (должен содержать сведения о сторонах, объекте аренды, сроке передачи объекта от арендодателя арендатору);
- документы, свидетельствующие о внесении арендной платы (платежные поручения).

По просьбе получателя единовременной финансовой помощи, с подлинников указанных документов центром занятости могут сниматься копии, которые центром занятости должны быть заверены. О получении возвращенных подлинников документов получатель единовременной финансовой помощи указывает в расписке, которая затем приобщается к заверенным копиям документов и хранится в центре занятости.

Единовременная финансовая помощь подлежит возврату в случаях нарушения условий договора о содействии самозанятости, в том числе в случаях:
- осуществления предпринимательской деятельности по виду, не соответствующему условиям договора;
- прекращения предпринимательской деятельности до истечения периода, определенного договором и составляющего не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или государственной регистрации юридического лица, учредителем (соучредителем) которого выступил получатель финансовой помощи;
- использования единовременной финансовой помощи на цели, не предусмотренные договором или бизнес-планом;
- неисполнения обязанности в шестимесячный срок со дня получения финансовой помощи отчитаться в центр занятости о расходах, произведенных за счет средств единовременной финансовой помощи, либо представления в центр занятости документов, которые не подтверждают целевое использование единовременной финансовой помощи;
- неисполнение обязанности письменно уведомлять центр занятости населения о невозможности осуществления предпринимательской деятельности по уважительным причинам (тяжелое заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы) в течение пяти рабочих дней с момента, когда гражданину стало известно о наличии таких причин, для решения комиссией вопроса о наличии уважительных причин досрочного прекращения гражданином предпринимательской деятельности.

 
Ответ подготовлен начальником контрольного отдела 
комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края 
Г.Н. Солодянкиным
Ответ:
3 октября 2018 года принят Федеральный закон № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", которым, в том числе, были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (Закон о занятости).
 
В 2019 году пособие по безработице во всех случаях будет выплачиваться в один период.
 
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которые:
- были уволены по основаниям, не связанным с нарушением трудовой дисциплины или другими виновными действиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состояли в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель,
- или были уволены в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель,
пособие по безработице будет назначаться на 6 месяцев в процентом отношении к среднему заработку в размерах:
- в первые 3 месяца – в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы),
- в следующие 3 месяца – в размере 60 процентов указанного заработка,
но во всех случаях – не выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
 
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которые:
- впервые ищут работу (ранее не работавшие), или
- стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, или
- прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, или
- уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, или
- уволены по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, или
- были направлены органами службы занятости на обучение и отчислены за виновные действия, или
- вышли из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, или
- не предоставили справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы),
пособие по безработице будет назначаться на 3 месяца и выплачиваться в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
 
Гражданам предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно), признанным в установленном порядке безработными, которые были уволены по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, за исключением граждан:
- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва,
- уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации,
- направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия,
пособие по безработице будет назначаться на 12 месяцев и выплачиваться:
1) для граждан, которые состояли в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель:
- в первые 3 месяца – в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
- в следующие 4 месяца – в размере 60 процентов такого заработка;
в дальнейшем – в размере 45 процентов такого заработка,
но во всех случаях – не выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, установленных Правительством Российской Федерации для граждан предпенсионного возраста, увеличенных на районный коэффициент;
2) для граждан, которые состояли в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель:
- в течение всего периода в размере минимальной величины пособия по безработице, установленной Правительством Российской Федерации для данной категории граждан.
 
Кроме того, гражданам предпенсионного возраста, которым пособие назначается на 12 месяцев, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющих указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период выплаты пособия увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
 
Гражданам предпенсионного возраста, которые:
- стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, или
- уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, или
- были направлены органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия,
пособие по безработице назначается на 3 месяца и выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на районный коэффициент (на общих основаниях).
 
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице с 1 января 2019 года увеличены.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № 1375 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год" с 1 января 2019 г. устанавливаются:
- максимальная величина пособия по безработице в размере 8 000 рублей,
- минимальная величина пособия по безработице в размере 1 500 рублей,
- максимальная величина пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста в размере 11 280 рублей,
- минимальная величина пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста в размере 1 500 рублей.

Без изменения остались положения статьи 34.1 Закона о занятости, в соответствии с которой впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – лица из числа сирот), пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение 6 месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в крае на дату регистрации их в качестве безработных.
 
Изменениями в Закон о занятости также установлены случаи, когда пособие не назначается.
Согласно включенному в статью 31 Закона о занятости новому пункту 5.1 в случае повторного признания гражданина безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода, если в отношении такого гражданина ранее было принято решение о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с:
- длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин,
- или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем,
- или отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению),
и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости.
 
Изменения в Закон о занятости вступают в силу с 1 января 2019 года.
Вместе с тем, гражданам, признанным безработными до 01.01.2019, пособие по безработице выплачивается в порядке, сроки и размерах, которые установлены Законом о занятости в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 350‑ФЗ.
 


Ответ подготовлен начальником контрольного отдела 
комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края 
Г.Н. Солодянкиным
Ответ:
Согласно статье 23 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан, признанных в установленном порядке безработными, могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если гражданин не имеет квалификации, невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации, необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации, гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

Законодательство о занятости не содержит запрета на повторное обучение безработного гражданина по направлению органов службы занятости, но такое обучение должно осуществляться по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, а также по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями. Это связано с тем, что конечной целью обучения является трудоустройство гражданина по профессии (специальности), на которую проходило обучение.

Отметим также, что Закон о занятости устанавливает право в приоритетном порядке пройти обучение инвалидам; родителям, усыновителям, опекунам (попечителям), воспитывающим детей-инвалидов; гражданам по истечении шестимесячного периода безработицы; гражданам, уволенным с военной службы; женам (мужьям) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускникам общеобразовательных организаций; гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим квалификации; гражданам, прошедшим военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы; гражданам, получающим государственную социальную помощь на основе социального контракта, при наличии в нем условия о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования.

Для решения вопроса о прохождении по направлению службы занятости профессионального обучения или дополнительного профессионального образования рекомендуем обратиться в центр занятости населения в соответствии с регистрацией по месту жительства.

Поскольку направление на обучение производится граждан, признанных в установленном порядке безработными, при себе необходимо иметь паспорт,  трудовую книжку,  документы, удостоверяющие квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Ответ подготовлен начальником контрольного отдела 
комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края 
Г.Н. Солодянкиным
Ответ:
Статьями 3, 31  Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" закреплено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным с назначением ему пособия по безработице принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, определен документ, подтверждающий факт регистрации гражданина по месту жительства, которым является паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства.

Таким образом, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным с назначением ему пособия по безработице принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина, которое указано в паспорте гражданина в отметке о регистрации по месту жительства.
То есть, если Вы желаете встать на регистрационный учет в качестве безработной в КГКУ ЦЗН г. Хабаровска и Хабаровского района, Вам необходимо иметь регистрацию по месту жительства на территории г. Хабаровска или Хабаровского района.

Однако отсутствие постоянной регистрации по месту жительства не препятствует Вам обратиться в КГКУ ЦЗН г. Хабаровска и Хабаровского района в целях поиска подходящей работы без присвоения статуса безработной. В этом случае центр занятости будет работать с Вами как с ищущей работу, предлагая для трудоустройства вакансии на территории г. Хабаровска, но без назначения и выплаты пособия по безработице.

Если у Вас есть регистрация по месту жительства в населенном пункте другого муниципального образования, например в районе имени Лазо, и Вы готовы два раза в месяц являться в КГКУ ЦЗН района имени Лазо (п. Переяславка) для перерегистрации в назначенное центром занятости время, Вы можете встать на регистрационный учет в качестве безработной в указанный центр занятости. Между тем, данный центр занятости будет подбирать и предлагать Вам работу, в первую очередь, исходя из места Вашей регистрации по месту жительства. В случае двух отказов от предлагаемой работы, которая по территориальным признакам будет подходить под Вашу регистрацию по месту жительства, либо неявки в центр занятости на очередную перерегистрацию, будет принято решение о приостановке выплаты пособия по безработице до одного месяца.

Также напоминаем, что для регистрации в качестве безработной в центр занятости помимо паспорта необходимо предъявить трудовую книжку,  документы, удостоверяющие квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.


 
Ответ подготовлен начальником контрольного отдела 
комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края 
Г.Н. Солодянкиным
Яндекс.Метрика